Занятие с логическими блоками Дьенеша: Математический праздник для детей старшего возраста

  вт., 29.07.2014

Математический праздник для детей старшего возраста

Цели:

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.

Закрепить полученные знания:

знание цифр от 1 до 10;

умение сравнивать полоски по длине;

умение составлять разрезные картинки на 5-6 частей;

умение отгадывать математические загадки.

 

Ход праздника

 

Зал украшен математическими символами. На заднике сцены стоит сказочный домик, в котором сидит Королева Математики цифры и Кощей Бессмертный.

Домик опутан цепями с замками.

 

Дети входят, осматривают зал, садятся на стульчики.

Ведущий:

Ребята, в этом зале у нас будет математический праздник, но вам придется немного подождать, так как обещали приехать к нам на праздник цифры и просили без них не начинать.

Открывается дверь, вбегает Баба Яга.

Баба Яга:

Ой, я здесь, здесь я, не начинайте без меня!

 

Ведущий и дети удивленно смотрят на неё и выражают сомнение, что это Королева Математики.

 

Баба Яга:

 

Да вы что, я самая настоящая Королева Математики, если не верите, я могу уйти, пусть ваш праздник без Королевы проходит.

 

Ведущий:

 

Ребята, давайте проверим, правду ли она говорит.

 

Дети соглашаются. Ведущий задает вопросы.

Сколько будет два плюс два? /Баба Яга: “Пять”/

Как называются эти фигуры?

Посчитай до 10 по порядку. /Баба Яга ошибается/

 

Ведущий:

 

Теперь мы точно знаем, ты не Королева Математики, ты Баба Яга.

 

Баба Яга:

 

Нет, я Королева!

 

Голос из-за ширмы:

 

Не верьте ей, ребята, это Баба-Яга! Она меня спрятала за замками, а Кощей сторожит меня день и ночь.

 

Баба Яга:

 

Ну вот, все открылось, не удалось побыть мне Королевой Математики. Выходи, Коша, сядь вот здесь, на ребят посмотри, запомни их хорошенько, видишь, какие они умненькие – разумненькие, не удалось мне их обмануть.

 

Выходит Кощей Бессмертный, на груди у него цепь с ключами от замков.

 

Ведущий:

 

Баба Яга, ты почему такая злая, дети пришли на праздник, а ты прячешь нашу Королеву Математики. Освободи, пожалуйста!

 

Дети просят Бабу Ягу об этом же.

 

Баба Яга:

 

Хорошо, я выполню вашу просьбу, если вы ответите на мои вопросы и правильно сделаете все задания. Сначала я хочу посмотреть, знаете ли вы цифры. (Игра “Живые цифры)

 

Баба Яга раздает два набора цифр двух цветов от 1 до 10. Дети надевают цифры на грудь, а Баба Яга с помощью волшебной палочки превращает их в живые цифры. Дети под музыку двигаются по залу, а по сигналу выстраивают два цифровых ряда.

 

Баба Яга:

 

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Обращаясь к Кощею Бессмертному: “Отдай, Коша, ключ, пусть откроют один замок” /Ребенок снимает замок/.

 

Баба Яга:

 

Однажды меня подвела моя метла, и мне пришлось приземлиться на болото. А на болоте кочки – фигуры. Расположить кочки надо так, как показывает схема.
Мне помогла Кикимора Болотная, но я так и не запомнила, как кочки раскладывать. Поможете мне – получите ещё один ключ.
Воспитатель: ребята, давайте, рассмотрим схему: в верхнем левом углу символ показывает, что первая кочка будет квадратная, толстая, находите ее и кладите на болото. Далее по стрелке мы видим, что надо положить прямоугольную тонкую кочку, затем?

-треугольную, тонкую.

-А потом по стрелке?

-круглую, толстую.

-И снова квадратную, толстую.

Катя, называй дальше фигуры на схеме. А мы все будем искать такие кочки. Костя будет нас проверять.

Ну вот, можно и Бабу ягу через болото перевести.

Двое ребят берут за руки Бабу Ягу и проводят её по всем кочкам.

После выполнения задания Баба Яга приказывает Кощею отдать ещё один ключ, и дети снимают второй замок.

 

Баба Яга:

 

А теперь я вам покажу карточки с геометрическими фигурами, а вы назовете лишнюю фигуру.

 

Дети показывают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор

Тут несколько вариантов:

  1. лишний желтый прямоугольник, остальные фигуры красные.
  2. лишний маленький треугольник, остальные фигуры большие
  3. лишний тонкий круг, остальные фигуры толстые

 

Баба Яга:

 

Какие ребятки умненькие, отдай, Коша, им ещё один ключ.

 

Дети берут ключ и снимают третий замок.

 

Баба Яга хвалит детей и предлагает следующее задание:

 

Пока я летала над полями, над лесами в мою избушку проникли мышки и погрызли все мои фотографии. Сложите мои фотографии, а я их потом склею.

 

Трое детей на мольбертах складывают пазлы. В это время с остальными детьми Баба Яга играет в игру “Скажи наоборот”, называя слова: высокий, громкий, мокрый, чистый, широкий, глубокий, холодный, сладкий, грубый, сильный, большой, узкий, влево, впереди, внизу, аккуратный, горячий. Баба Яга удивляется, как дети быстро называют слова – наоборот. И радуется, что готовы уже её фотографии. Кощей Бессмертный отдает детям четвертый ключ, они снимают замок. Королева Математики просит ребят не ошибаться при выполнении заданий, и побыстрее её освободить.

 

 

Баба Яга предлагает следующее задание. Она подзывает к себе 7 детей и дает каждому по одной полоске разной длины, на каждой из полосок буква. Если дети правильно разложат полоски от самой короткой до самой длинной, то они прочитают какое-то слово. Дети вместе с ведущим выполняют задание, а Баба Яга тем временем, оставшимся детям, загадывает загадки.

 

Пять братьев – всем одно имя. (Пальцы)

 

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счеты)

 

Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать. (Часы)

 

Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня)

 

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что больше – каждый час. (Стрелки часов)

 

Баба Яга удивляется, как дети быстро отгадывают такие трудные загадки и обращает внимание, что полоски уже разложены. Баба Яга просит детей прочитать получившееся слово: “Молодцы”.

 

Баба Яга:

 

Вот видите, что про нас с Кошей написано.

 

Ведущий:

 

Нет, Баба Яга, это не про вас, это про детей. Видишь, как быстро и без ошибок они выполняют задания, они уже совсем скоро освободят Королеву Математики.

 

Баба Яга забирает у Кощея ключ, и сама отдает ребятам. Остается один замок.

 

Затем Баба Яга предлагает поиграть ещё в одну игру, уж очень ей понравилось играть с ребятишками. На ковре рассыпаются блоки Дьенеша. Восемь детей парами берут по ведру, на котором символически изображены 2 свойства фигур.

Не выпуская ведро из рук, дети должны собрать фигуры с указанными свойствами. Баба Яга тем временем старается помешать ребятам, разбрасывает фигуры в разные стороны. Игра повторяется 2-3  раза.

 

Кощей отдает последний ключ, дети открывают замок, и из домика выходит Королева Математики. Она благодарит детей за то, что они хорошо выполнили задания и освободили её. Она дарит им игру и угощает конфетами.

 

Баба Яга выражает сожаление, что ребята такие умненькие-разумненькие. Не хотелось ей освобождать Королеву Математики, не надеялась она, что дети справятся со всеми заданиями. Баба Яга забирает Кощея, и они уходят.

 

Королева Математики ещё раз благодарит детей, обращает внимание, что дети очень дружные и просит для неё исполнить какую-нибудь песенку. Дети исполняют под музыку песню о дружбе. Праздник заканчивается.

Развитие логического мышления на занятиях по математике (конспекты занятий)

Автор: Мелехова Наталья Ивановна

Переработано Осьмаковой М.В.

 
Справочно-методический ресурс
Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31
Телефон: 8 (3452) 20 57 24; 8 (919) 951-27-17
Эл. почта: stoschet@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru