Конспект занятия с логическими блоками Дьенеша: Символы 1пт., 20.02.2009Тема: “Обозначение свойств предметов” (Символы I). Программное содержание: I.1. Закрепить представление о свойствах предметов путём введения символического обозначения свойств. 2. Закрепить представления о числовом ряде. 3. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. 4. Продолжать развивать устойчивую вязь между образом свойства и словами, которые его обозначают. II.1. Учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения вопросом: “как ты думаешь?”, стимулировать к изложению своих мыслей. 2. Активизировать в речи слова: большой, маленький, прямоугольный, обозначает. 3. Учить отвечать полным предложением, поднимая руку. III.1. Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования. 2. Поощрять правильные инициативы и творчества в интеллектуальных играх, интерес к решению задач на преобразование и комбинаторику.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением большого и маленького дерева, мяча и кубика. Карточки с изображением свойств, набор логических блоков Дьенеша. Раздаточный материал: набор логических фигур Дьенеша, карточки с изображением свойств, карточки с цифрами от 1 до 10 по количеству детей.
Индивидуальная работа Владом, Димой над умением абстрагировать свойства предметов.
Методические приемы: 1. Воспитатель показывает картинки: а) Два кубика одинакового цвета, сделанных из одинакового материала, один большой, а другой маленький. б) Два мячика одинаковых по размеру и материалу, но разных по цвету. в) Мячик и кубик одинакового цвета и размера. Воспитатель выясняет, чем они похожи и чем отличаются. Вводит условные обозначения этих свойств. Затем из геометрических, лежащих перед детьми, предлагает самостоятельно выбрать, которые отличаются: по цвету и размеру, цвету и форме, форме и размеру. При этом побуждать детей проговаривать признаки сходства и различия предметов. 2. Воспитатель помещает на фланелеграфе два дерева – большое и маленькое, выясняет, чем они отличаются, и вводит условные обозначения. Аналогично обсуждаются еще два дома. Затем выставляются геометрические фигуры: 1 большая и 2 маленьких, 2 больших и 1 маленькая. Дети самостоятельно ставят около этих предметов символы. 3. Физ. минутка “Большие и маленькие”. 4. Игра “Символы”: а) На фланелеграфе помещается 2 фигуры – большой красный круг и маленький синий круг. Воспитатель спрашивает, как поставить символы. б) На фланелеграфе помещаются 2 фигуры – большой синий треугольник, маленький красный квадрат. Дети должны увидеть необходимость ввести знак, говорящий о форме. 5. Воспитатель даёт каждому ребёнку набор карточек, обозначающих свойства предметов. На фланелеграфе помещается большой синий квадрат. Воспитатель просит с помощью карточек рассказать всё об этой фигуре (задание повторяется два – три раза). За тем даётся обратное задание; воспитатель выставляет три карточки, а дети из набора геометрических фигур, лежащих у них на столе, выбирают нужную (задание повторяется два – три раза). 6. Физ.минутка. 7. «Построение числового ряда». Дети сидят по двое. У них на столе один на двоих набор карточек с числами от 1 до 10 (лицевой стороной в низ). Им предлагается выстроить числовой ряд, беря карточки на угад по очереди.
Ход занятия:
- К нам рано утром принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней! - Ребята, посмотрите, что это такое? (выставляю два кубика одинакового цвета, сделанных из одинакового материала, один большой, а другой маленький). - Чем они похожи? Чем отличаются? - Что же ещё в этой посылке? (достаю два мяча – одинаковых по размеру и материалу, но разных по цвету) Чем они отличаются, а чем похожи? - Посмотрите, а если взять эти два предмета: мячик и кубик (одинакового размера и цвета). Чем они отличаются, а чем похожи? - Ребята, подвиньте геометрические фигуры к себе и слушайте задание: возьмите такие две фигуры, которые отличаются по цвету и форме. Проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед. А теперь возьмите фигуры отличающиеся по цвету и размеру. Витя, чем отличаются твои фигуры? А сейчас возьмите фигуры отличающиеся по форме и размеру. Саша, чем отличаются твои фигуры, а чем похожи? - Посмотрите, в этой посылке ещё, что-то есть (выставляя на фланелеграфе два дерева). Что это? Чем они отличаются? (размером) Давайте будем обозначать большой предмет значком (большой домик) , а маленький предмет – (маленький домик). Какой значок надо поставить у первого дерева? Почему вы так решили, кто думает по другому? - Давайте теперь поиграем с карточками. Я буду выставлять геометрические фигуры, а вы перед собой будете на месте показывать руками большой и маленький, а кого я вызову поставит карточку с нужным символом. (Выставляю один большой круг и два маленьких треугольника, два больших треугольника и квадрата и один маленький круг) Молодцы! С этим заданием вы справились, а теперь давайте поиграем в игру «Большие и маленькие». Вставайте и повторяйте за мной: Маленькие ножки бежали по дорожке, Большие ноги шли по дороге. Маленькие ручки хлопали в ладошки, Большие руки хлопали в ладоши. - Садитесь, продолжим играть в символы. (На фланелеграфе выставляю два круга: большой синий и маленький красный) Какие знаки здесь необходимо поставить? (большой и маленький) Ребята, а как обозначить цвет? (дети предлагают варианты, естественно они выбирают способ обозначения цвета, который ранее использовался в их таблице. Достаю из посылки карточки) А вот карточки, которые обозначают цвет. Поставьте нужные символы под предметами. Молодцы, вы придумали новые символы. Давайте посмотрим что ещё есть в этой посылке. (Достаю треугольник большой красный, круг маленький синий, квадрат большой жёлтый) Ребята, а как же обозначить форму? (дети предлагают, воспитатель вносит карточки с символами) Ребята, посмотрите все выполнено верно или кто-то думает по-другому? Молодцы, вы хорошо выполнили эти задания, поэтому каждому дам такие же карточки. -Давайте поиграем в игру: «Шифровальщик». Я буду выставлять геометрические фигуры, а вы зашифровывать их с помощью своих карточек-символов. (выставляю большой синий квадрат) Дима, какие символы ты взял для зашифровки? Правильно Дима подобрал символы? Проверьте у всех так. (упражнение повторяется два-три раза) -А теперь поиграем наоборот: я зашифрую предмет, а вы должны выбрать из фигур подходящую: маленький синий круг. Проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед, исправьте ошибки. (упражнение повторяется два-три раза) -А теперь вставайте, мы немного поиграем, шифровальщики любят делать это упражнение, поэтому они всё всегда знают. Повторяйте за мной: Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим! - У вас на столах лежат карточки с цифрами. В эту игру играют вдвоем. Проверьте все ли цифры от 1 до 10 есть у вас, переверните их обратной стороной. По очереди берите по одной карточке и надо составить числовой ряд. (Детям предоставляется большая свобода) Кто выполнил задание тихо поднимают руку и я проверяю. - Ребята, что вы придумали нового сегодня на занятии? Что было самым интересным? Хотите ещё поиграть с символами? Но это на следующем занятии, я расскажу много нового и интересного. Похвала. Конец занятия.
|