Конспект занятия с логическими блоками Дьенеша: Символы 1

  пт., 20.02.2009

Тема: “Обозначение свойств предметов” (Символы I).

Программное содержание:

I.1. Закрепить представление о свойствах предметов путём введения символического обозначения свойств.

 2. Закрепить представления о числовом ряде.

 3. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

 4. Продолжать развивать устойчивую вязь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

II.1. Учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения вопросом: “как ты думаешь?”, стимулировать к изложению своих мыслей.

2. Активизировать в речи слова: большой, маленький, прямоугольный, обозначает.

3. Учить отвечать полным предложением, поднимая руку.

III.1. Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования.

2. Поощрять правильные инициативы и творчества в интеллектуальных играх, интерес к решению задач на преобразование и комбинаторику.

 

 Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением большого и маленького дерева, мяча и кубика. Карточки с изображением свойств, набор логических блоков Дьенеша.

Раздаточный материал: набор логических фигур Дьенеша, карточки с изображением свойств, карточки с цифрами от 1 до 10 по количеству детей.

 

Индивидуальная работа Владом, Димой над умением абстрагировать свойства предметов.

 

Методические приемы:

1. Воспитатель показывает картинки:

а) Два кубика одинакового цвета, сделанных из одинакового материала, один большой, а другой маленький.

б) Два мячика одинаковых по размеру и материалу, но разных по цвету.

в) Мячик и кубик одинакового цвета и размера.

Воспитатель выясняет, чем они похожи и чем отличаются. Вводит условные обозначения этих свойств. Затем из геометрических, лежащих перед детьми, предлагает самостоятельно выбрать, которые отличаются: по цвету и размеру, цвету и форме, форме и размеру. При этом побуждать детей проговаривать признаки сходства и различия предметов.

2. Воспитатель помещает на фланелеграфе два дерева – большое и маленькое, выясняет, чем они отличаются, и вводит условные обозначения. Аналогично обсуждаются еще два дома. Затем выставляются геометрические фигуры: 1 большая и 2 маленьких, 2 больших и 1 маленькая. Дети самостоятельно ставят около этих предметов символы.

3. Физ. минутка “Большие и маленькие”.

4. Игра “Символы”:

а) На фланелеграфе помещается 2 фигуры – большой красный круг и маленький синий круг. Воспитатель спрашивает, как поставить символы.

б) На фланелеграфе помещаются 2 фигуры – большой синий треугольник, маленький красный квадрат. Дети должны увидеть необходимость ввести знак, говорящий о форме.

5. Воспитатель даёт каждому ребёнку набор карточек, обозначающих свойства предметов. На фланелеграфе помещается большой синий квадрат. Воспитатель просит с помощью карточек рассказать всё об этой фигуре (задание повторяется два – три раза). За тем даётся обратное задание; воспитатель выставляет три карточки, а дети из набора геометрических фигур, лежащих у них на столе, выбирают нужную (задание повторяется два – три раза).

6. Физ.минутка.

7. «Построение числового ряда». Дети сидят по двое. У них на столе один на двоих набор карточек с числами от 1 до 10 (лицевой стороной в низ). Им предлагается выстроить числовой ряд, беря карточки на угад по очереди.

 

Ход занятия:                

 

- К нам рано утром принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней!

- Ребята, посмотрите, что это такое? (выставляю два кубика одинакового цвета, сделанных из одинакового материала, один большой, а другой маленький).

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Что же ещё в этой посылке? (достаю два мяча – одинаковых по размеру и материалу, но разных по цвету) Чем они отличаются, а чем похожи?

- Посмотрите, а если взять эти два предмета: мячик и кубик (одинакового размера и цвета). Чем они отличаются, а чем похожи?

- Ребята, подвиньте геометрические фигуры к себе и слушайте задание: возьмите такие две фигуры, которые отличаются по цвету и форме. Проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед. А теперь возьмите фигуры отличающиеся по цвету и размеру. Витя, чем отличаются твои фигуры? А сейчас возьмите фигуры отличающиеся по форме и размеру. Саша, чем отличаются твои фигуры, а чем похожи?

- Посмотрите, в этой посылке ещё, что-то есть (выставляя на фланелеграфе два дерева). Что это? Чем они отличаются? (размером) Давайте будем обозначать большой предмет значком (большой домик) , а маленький предмет – (маленький домик).

Какой значок надо поставить у первого дерева? Почему вы так решили, кто думает по другому?

- Давайте теперь поиграем с карточками. Я буду выставлять геометрические фигуры, а вы перед собой будете на месте показывать руками большой и маленький, а кого я вызову поставит карточку с нужным символом. (Выставляю один большой круг и два маленьких треугольника, два больших треугольника и квадрата и один маленький круг) Молодцы! С этим заданием вы справились, а теперь давайте поиграем в игру «Большие и маленькие». Вставайте и повторяйте за мной:

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Большие ноги шли по дороге.

Маленькие ручки хлопали в ладошки,

Большие руки хлопали в ладоши.

- Садитесь, продолжим играть в символы. (На фланелеграфе выставляю два круга: большой синий и маленький красный) Какие знаки здесь необходимо поставить? (большой и маленький) Ребята, а как обозначить цвет? (дети предлагают варианты, естественно они выбирают способ обозначения цвета, который ранее использовался в их таблице. Достаю из посылки карточки) А вот карточки, которые обозначают цвет. Поставьте нужные символы под предметами. Молодцы, вы придумали новые символы. Давайте посмотрим что ещё есть в этой посылке. (Достаю треугольник большой красный, круг маленький синий, квадрат большой жёлтый) Ребята, а как же обозначить форму? (дети предлагают, воспитатель вносит карточки с символами) Ребята, посмотрите все выполнено верно или кто-то думает по-другому? Молодцы, вы хорошо выполнили эти задания, поэтому каждому дам такие же карточки.

-Давайте поиграем в игру: «Шифровальщик». Я буду выставлять геометрические фигуры, а вы зашифровывать их с помощью своих карточек-символов. (выставляю большой синий квадрат) Дима, какие символы ты взял для зашифровки? Правильно Дима подобрал символы? Проверьте у всех так.

(упражнение повторяется два-три раза) 

-А теперь поиграем наоборот: я зашифрую предмет, а вы должны выбрать из фигур подходящую: маленький синий круг. Проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед, исправьте ошибки. (упражнение повторяется два-три раза)

-А теперь вставайте, мы немного поиграем, шифровальщики любят делать это упражнение, поэтому они всё всегда знают. Повторяйте за мной:

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

               Семь, восемь – лень отбросим!    

- У вас на столах лежат карточки с цифрами. В эту игру играют вдвоем. Проверьте все ли цифры от 1 до 10 есть у вас, переверните их обратной стороной. По очереди берите по одной карточке и надо составить числовой ряд. (Детям предоставляется большая свобода) Кто выполнил задание тихо поднимают руку и я проверяю.

- Ребята, что вы придумали нового сегодня на занятии? Что было самым интересным? Хотите ещё поиграть с символами? Но это на следующем занятии, я расскажу много нового и интересного.

Похвала. Конец занятия.

 

 
Справочно-методический ресурс
Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31
Телефон: 8 (3452) 20 57 24; 8 (919) 951-27-17
Эл. почта: stoschet@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru