Занятие по математике в старшей группе по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"чт., 18.09.2008Программное содержание Математические задачи 1. Учить счету в пределах 100, находить названное число на числовой ленте. 2. Продолжать учить детей сравнивать множества путем наложения или приложения, выделяя их равенство или неравенство, упражняя при этом в счете в пределах 10, а на основе сравнения множеств учить сравнивать смежные числа, выделяя между ними связи и отношения. 3. Подвести детей к усвоению деятельности измерения линейных и жидких тел с помощью условноймерки, равной одному из двух сравниваемых предметов. Речевые задачи 1. Учить обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли. 2. Закрепить названия детенышей домашних животных. Развивающие, воспитательные задачи. Формирование навыков учебной деятельности 1. Учить предварительно планировать содержание и ход выполнения задания, держать в сознании программу действий, руководствоваться ею в ходе работы. 2. Направлять внимание детей на решение учебных задач, учить ставить познавательные задачи. 3. Развивать способности к символизации и моделированию, использованию и составлению алгоритмов, сериационных рядов. 4. Учить анализировать реальную ситуацию при общении с незнакомыми взрослыми, относится критично и осторожно к любым предложениям с их стороны. Воспитывать дисциплинированность, желание следовать советам старших.
Ход занятия Жили были Аленушка да Иванушка. Батюшка и матушка у них умерли и остались они одни на белом свете. Приходилось детям ходить по деревне, наниматься на разную работу. Люди за работу платили, кормили, оставляли у себя переночевать. Пошли один раз они работу искать. З.№1 Дети стоят у числовой ленты. Воспитатель показывает ленту. Вот какая большая деревня. Это домики. Посчитайте, сколько домиков на улице? Дети хором считают. Каждый домик имеет свой номер. Давайте узнаем, в какой домик направились ребята. Найдите домик номер 25. Вот и нужный нам домик. Какой у него номер? з.№2 В этом домике ребят попросили капусту с грядок убрать. Надо сорвать столько кочанов, сколько показывает цифра. На 1 капусту больше (меньше) чем показано цифрой. Сколько кочанов сорвали? Почему? Что можно сказать о числах? (Число 4 на 1 больше числа 3) З.№1 А теперь ребята пошли искать работу в другом домике. Мы с вами снова найдем адрес, куда они направились. Найдите домик номер 68. дети работают с числовой лентой, находят, названное число. З.№3,2 В этом домике Аленушку с Иванушкой попросили воды из колодца принести и наполнить 2 бочки. Как вы думаете, кто какое ведерко возьмет и почему? Аленушка взяла большое ведерко. Давайте поможем ей воды принести. Сосчитаем, сколько раз ей придется сходить к колодцу, чтобы наполнить бочку водой. Один ребенок наполняет ведерко водой и переливает в бочку, другой считает и выкладывает фишки. Все дети рисуют в ряд кружочки в альбоме, записывают цифру. Так же наполняют водой вторую бочку, узнают, сколько раз Иванушка сходил к колодцу. Рисуют палочки в ряд точно под кружочками. Цифрой обозначают данное количество. Посчитайте, сколько ведер воды принесла Аленушка? А Иванушка? Кто принес больше воды? Почему Иванушке пришлось больше раз ходить к колодцу? Потому что его ведерко было меньше Аленушкиного. Чем меньше ведерко, тем больше раз придется ходить за водой, чтобы наполнить бочку. Сколько Аленушкиных ведер уместилось в бочке? А сколько Иванушкиных? Какое число больше 5 или 6? Какое число меньше? На сколько число 6 больше 5? На сколько число 5 меньше 6? Натаскали ребята воды. Пошли дальше. З.№1 В одном домике ребят попросили дров нарубить. Угадайте его номер. Воспитатель показывает любое число на числовой ленте, дети его называют. Зашли Аленушка с Иванушкой в дом, но они так устали, что сил больше не осталось. Давайте мы им поможем дрова нарубить! Физминутка Встаньте , разомкнитесь на вытянутые руки. Возьмите в руки топоры. Рубим дрова. И-раз! И- два! И-еще! Накололи много дров. Молодцы. А Аленушка с Иванушкой получили за работу расчет, да отправились к себе домой.
Вот идут они по широкой дороге, и захотелось Иванушке пить. Видят они пруд, а около пруда пасется стадо коров. Стоит коровье копытце, полно водицы. Просит Иванушка: -Сестрица Аленушка, я пить хочу, напьюсь из копытца! Что Аленушка ему в ответ сказала? -Не пей, братец, а то теленочком станешь! Дойдем до колодца, там и напьешься. Послушался Иванушка, пошли они дальше. Шли, шли - колодец далеко, солнце высоко. Солнце припекает, жар донимает. Пришли они к речке, а около речки табун лошадей пасется. Стоит лошадиное копытце полно водицы. Просит Иванушка: -Сестрица Аленушка, пить хочу - напьюсь из копытца! Что Аленушка ответила? -Не пей, братец, а то жеребеночком станешь! Послушался Иванушка и пошли они дальше. Колодец далеко, солнце высоко, жар с ног валит, пот выступает. Видят козье копытце, полное водицы. Просит Иванушка: -Сестрица, я пить хочу! -Потерпи, Иванушка! Стоит водица в козьем копытце, да нельзя напиться - козликом станешь, не пей, братец! Не вытерпел Иванушка, не послушался, напился из козьего копытца и стал козленочком. Прыгает перед Аленушкой: -Ме-е! Ме-е! Заплакала Аленушка. А в ту пору ехал на охоту царь. Увидал он Аленушку и спрашивает: - О чем, красавица, плачешь? Рассказала Аленушка о соей беде. Приглянулась царю Аленушка. -поди,-говорит,- за меня замуж. Будешь ты царицей, и козленочек будет с нами во дворце жить. Вышла Аленушка за царя замуж, и стали они жить- поживать. Козленочек с ними живет, вместе с царем да царицей ест и пьет. З.№3 Поехал, раз царь посмотреть, как новый терем строится. А работники как раз выбирают плиты, из которых терем строить. Давайте подскажем им, как надо расположить плиты, по порядку начиная с самой большой, заканчивая самой маленькой. Можно было бы соизмерить плиты, приложив одну к другой, но у нас они нарисованы. Как узнать, какая плита самая большая, а какие поменьше? Плиты разного цвета и у меня есть полоски такого же цвета, могут ли они нам помочь? Как с помощью полосок узнать размер плит? По очереди вызываемые дети из цветных полосок изготавливают мерки равные длине каждой плиты, затем соизмеряют их, а на рисунке подписывают цифрами порядок расположения плит. Ну вот, работники теперь знают, в каком порядке надо ставить плиты. Затем они сделают крышу, и терем готов. Пока царя не было дома, пришла во дворец ведьма и стала звать Аленушку купаться. Время было летнее, жаркое. Ведьма говорила добрым голосом, одета была нарядно, и Аленушка ее не испугалась, а пошла с ведьмой к морю. На берегу ведьма схватила Аленушку, привязала на шею ей камень и бросила в море. Оборотилась ведьма Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла во дворец. Приехал царь домой. Сели обедать, а козленочка нет. Спрашивает царь, где козленочек. А ведьма отвечает: -Я велела его сюда не пускать, от него дух нехороший. Удивился царь. На другой день ведьма говорит царю: -Прикажи зарезать козленка! Надоел он мне! Жалко стало царю козленочка, а ведьма так пристает, так упрашивает, что делать нечего - согласился. Узнал об этом козленочек, заплакал и просит царя перед смертью сходить к морю водицы испить. Царь пустил его. Прибежал козленочек к морю, ста на берегу и жалобно запел-закричал: -Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят кипучие, Хотят меня зарезать! А Аленушка ему из воды отвечает: -Иванушка, братец, Тяжел камень ко дну тянет, шелкова трава ноги спутала. Со слезами возвратился Иванушка во дворец. А царь думает: «Зачем козленочек к морю бегал?» Вновь козленочек просится у царя водицы испить. Пустил его царь, а сам следом за ним пошел на берег и слышит, как козленочек жалобно поет-кричит и как бедная Аленушка ему из воды отвечает. Как узнал всю правду царь, кинулся он прямо в воду, поднял Аленушку с морского дна, отвязал камень и вытащил ее на берег. Очнулась Аленушка и рассказала царю про ведьму-обманщицу. Обрадовался козленочек и стал прыгать. Перекинулся через голову и обернулся пареньком Иванушкой. Пошли они все трое во дворец. Выгнал царь злую ведьму вон. И стали все жить-поживать, да добра наживать. -Ребята, вам понравилась сказка? А скажите, могла бы не случиться беда с Иванушкой? Почему он стал козленочком? Да, он не послушался Аленушку. Часто бывает беда с теми, кто не слушает советов старших. А почему Аленушка попала в беду? Она доверилась ведьме. Оказывается, злые нехорошие люди могут хорошо выглядеть, говорить добрым голосом. Нельзя доверять незнакомым людям, куда-либо идти с ними, как бы ласково они вас не звали. Хорошо, что в этой сказке зло наказано. А мы с вами, ребята, в нашей жизни будем осторожными, будем остерегаться беды. Автор конспекта: преподаватель методики математического развития Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова М.В.
Заказать полную подборку конспектов сюжетных занятий
можно по адресу: stoschet@yandex.ru
|