Занятие по математике в старшей группе по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

  чт., 18.09.2008

Программное содержание

Математические задачи

1.                      Учить счету в пределах 100, находить названное число на числовой ленте.

2.                      Продолжать учить детей сравнивать множества путем наложения или приложения, выделяя их равенство или неравенство,  упражняя при этом в счете в пределах 10, а на основе сравнения множеств учить сравнивать смежные числа, выделяя между ними связи и отношения.

3.                       Подвести детей к усвоению деятельности измерения линейных и жидких тел с помощью условноймерки, равной одному из двух сравниваемых предметов.

Речевые задачи

1.                       Учить обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять,  рассуждать, доказывать,   четко   и   понятно  для  окружающих излагать свои мысли.

2.                       Закрепить названия детенышей домашних животных.

Развивающие, воспитательные задачи. Формирование навыков учебной деятельности     

1.                       Учить предварительно планировать содержание и ход выполнения задания, держать в сознании программу действий, руководствоваться ею в ходе работы.

2.                       Направлять  внимание  детей на решение  учебных задач,  учить  ставить   познавательные задачи.

3.                                               Развивать способности к символизации и моделированию, использованию и составлению алгоритмов, сериационных рядов.

4.                       Учить анализировать реальную ситуацию при общении с незнакомыми взрослыми, относится критично и осторожно к любым предложениям с их стороны. Воспитывать дисциплинированность, желание следовать советам старших.

 

Ход занятия

Жили были Аленушка да Иванушка. Батюшка и матушка у них умерли и остались они одни на белом свете. Приходилось детям ходить по деревне, наниматься на разную работу. Люди за работу платили, кормили, оставляли у себя переночевать. Пошли один раз они работу искать.

З.№1

Дети стоят у числовой ленты. Воспитатель показывает ленту.

Вот какая большая деревня. Это домики. Посчитайте, сколько домиков на улице? Дети хором считают.

Каждый домик имеет свой номер. Давайте узнаем, в какой домик направились ребята. Найдите домик номер 25. Вот и нужный нам домик. Какой у него номер?

з.№2

В этом домике ребят попросили капусту с грядок убрать. Надо сорвать столько кочанов, сколько показывает цифра. На 1 капусту больше (меньше) чем показано цифрой. Сколько кочанов сорвали? Почему? Что можно сказать о числах? (Число 4 на 1 больше числа 3)

З.№1

А теперь ребята пошли искать работу в другом домике. Мы с вами снова найдем адрес, куда они направились. Найдите домик номер 68. дети работают с числовой лентой, находят, названное число.

З.№3,2

В этом домике Аленушку с Иванушкой попросили воды из колодца принести и наполнить 2 бочки. Как вы думаете, кто какое ведерко возьмет и почему? Аленушка взяла большое ведерко. Давайте поможем ей воды принести. Сосчитаем, сколько раз ей придется сходить к колодцу, чтобы наполнить бочку водой. Один ребенок наполняет ведерко водой и переливает в бочку, другой считает и выкладывает фишки. Все дети рисуют в ряд кружочки в альбоме, записывают цифру. Так же наполняют водой вторую бочку, узнают, сколько раз Иванушка сходил к колодцу. Рисуют палочки в ряд точно под кружочками. Цифрой обозначают данное количество. Посчитайте, сколько ведер воды принесла Аленушка? А Иванушка? Кто принес больше воды? Почему Иванушке пришлось больше раз ходить к колодцу? Потому что его ведерко было меньше Аленушкиного. Чем меньше ведерко, тем больше раз придется ходить за водой, чтобы наполнить бочку. Сколько Аленушкиных ведер уместилось в бочке? А сколько Иванушкиных? Какое число больше 5 или 6? Какое число меньше? На сколько число 6 больше 5? На сколько число 5 меньше 6?

Натаскали ребята воды. Пошли дальше.

З.№1

В одном домике ребят попросили дров нарубить. Угадайте его номер. Воспитатель показывает любое число на числовой ленте, дети его называют. Зашли Аленушка с Иванушкой в дом, но они так устали, что сил больше не осталось. Давайте мы им поможем дрова нарубить!

Физминутка

Встаньте , разомкнитесь на вытянутые руки. Возьмите в руки топоры. Рубим дрова. И-раз! И- два! И-еще! Накололи много дров. Молодцы. А Аленушка с Иванушкой получили за работу расчет, да отправились к себе домой.

 

 Вот идут они по широкой дороге, и захотелось Иванушке пить.

Видят они пруд, а около пруда пасется стадо коров. Стоит коровье копытце, полно водицы.

Просит Иванушка:

-Сестрица Аленушка, я пить хочу, напьюсь из копытца!

Что Аленушка ему в ответ сказала?

-Не пей, братец, а то теленочком станешь! Дойдем до колодца, там и напьешься.

Послушался Иванушка, пошли они дальше. Шли, шли - колодец далеко, солнце высоко. Солнце припекает, жар донимает. Пришли они к речке, а около речки табун лошадей пасется. Стоит лошадиное копытце полно водицы. Просит Иванушка:

-Сестрица Аленушка, пить хочу - напьюсь из копытца!

Что Аленушка ответила?

-Не пей, братец, а то жеребеночком станешь!

Послушался Иванушка и пошли они дальше. Колодец далеко, солнце высоко, жар с ног валит, пот выступает. Видят козье копытце, полное водицы. Просит Иванушка:

-Сестрица, я пить хочу!

-Потерпи, Иванушка! Стоит водица в козьем копытце, да нельзя напиться - козликом станешь, не пей, братец!

Не вытерпел Иванушка, не послушался, напился из козьего копытца и стал козленочком. Прыгает перед Аленушкой:

-Ме-е! Ме-е!

Заплакала Аленушка.

А в ту пору ехал на охоту царь. Увидал он Аленушку и спрашивает:

- О чем, красавица, плачешь?

Рассказала Аленушка о соей беде. Приглянулась царю Аленушка.

-поди,-говорит,- за меня замуж. Будешь ты царицей, и козленочек будет с нами во дворце жить.

Вышла Аленушка за царя замуж, и стали они жить- поживать. Козленочек с ними живет, вместе с царем да царицей ест и пьет.

З.№3

 Поехал, раз царь посмотреть, как новый терем строится.

А работники как раз выбирают плиты, из которых терем строить. Давайте подскажем им, как надо расположить плиты, по порядку начиная с самой большой, заканчивая самой маленькой. Можно было бы соизмерить плиты, приложив одну к другой, но у нас они нарисованы. Как узнать, какая плита самая большая, а какие поменьше? Плиты разного цвета и у меня есть полоски такого же цвета, могут ли они нам помочь? Как с помощью полосок узнать размер плит?  По очереди вызываемые дети  из цветных полосок изготавливают мерки равные длине каждой плиты, затем соизмеряют их, а на рисунке подписывают цифрами порядок расположения плит.

Ну вот, работники теперь знают, в каком порядке надо ставить плиты. Затем они сделают крышу, и терем готов.

Пока царя не было дома, пришла во дворец ведьма и стала звать Аленушку купаться. Время было летнее, жаркое. Ведьма говорила добрым голосом, одета была нарядно, и Аленушка ее не испугалась, а пошла  с ведьмой к морю. На берегу ведьма схватила Аленушку, привязала на шею ей камень и бросила в море. Оборотилась ведьма Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла во дворец. Приехал царь домой. Сели обедать, а козленочка нет. Спрашивает царь, где козленочек. А ведьма отвечает:

-Я велела его сюда не пускать, от него дух нехороший. Удивился царь. На другой день ведьма говорит царю:

-Прикажи зарезать козленка! Надоел он мне!

Жалко стало царю козленочка, а ведьма так пристает, так упрашивает, что делать нечего - согласился. Узнал об этом козленочек, заплакал и просит царя перед смертью сходить к морю водицы испить. Царь пустил его. Прибежал козленочек к морю, ста на берегу и жалобно запел-закричал:

-Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят кипучие,

Хотят меня зарезать!

А Аленушка ему из воды отвечает:

-Иванушка, братец,

Тяжел камень ко дну тянет, шелкова трава ноги спутала.

Со слезами возвратился Иванушка во дворец. А царь думает: «Зачем козленочек к морю бегал?»

Вновь козленочек просится у царя водицы испить. Пустил его царь, а сам следом за ним пошел на  берег и слышит, как козленочек жалобно поет-кричит и как бедная Аленушка ему из воды отвечает.                         

Как узнал всю правду царь, кинулся он прямо в воду, поднял Аленушку с морского дна, отвязал камень и вытащил ее на берег. Очнулась Аленушка и рассказала царю про ведьму-обманщицу. Обрадовался козленочек и стал прыгать. Перекинулся через голову и обернулся пареньком Иванушкой. Пошли они все трое во дворец. Выгнал царь злую ведьму вон. И стали все жить-поживать, да добра наживать.

-Ребята, вам понравилась сказка?

А скажите, могла бы не случиться беда с Иванушкой? Почему он стал козленочком? Да, он не послушался Аленушку. Часто бывает беда с теми, кто не слушает советов старших. А почему Аленушка попала в беду? Она доверилась ведьме. Оказывается, злые нехорошие люди могут хорошо выглядеть, говорить добрым голосом. Нельзя доверять незнакомым людям, куда-либо идти с ними, как бы ласково они вас не звали.

Хорошо, что в этой сказке зло  наказано. А мы с вами, ребята, в нашей жизни  будем осторожными, будем остерегаться беды.

 
Автор конспекта: преподаватель методики математического развития Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова М.В.
Заказать полную подборку конспектов сюжетных занятий
 можно по адресу: stoschet@yandex.ru
 
Приобрести совсем недорого комплект "Стосчет" и методические указания к нему можно по адресу:stoschet@yandex.ru
 
Справочно-методический ресурс
Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31
Телефон: 8 (3452) 20 57 24; 8 (919) 951-27-17
Эл. почта: stoschet@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru