Числовой столбЧисла, расположенные в виде столба, позволяют увеличить скорость сложения и вычитания по сравнению с действиями на ленте. Таблица становится настоящим тренажером вычислительной деятельности: позволяет довести операции по сложению и вычитанию в пределах ста до автоматизма и перейти к подсчётам в уме.
Дети обращают внимание на расположение чисел на столбе. Если рассмотреть колонки чисел сверху вниз, дети увидят, что «в этой колонке все на восемь, а в этой оканчивается на единицу». Уточните, что числа на столбе увеличиваются сверху вниз.
· Поучите ребенка считать десятками.
· Поучите считать десятками в обратном порядке.
· Потренируйте ребенка в нахождении названных чисел, назывании указанных чисел.
- Попросите ребенка найти названное число на числовом столбе. Ребенок должен «раскрыть его тайну» - (охарактеризовать число). Не забудьте дать ребенку указку.
Например: в числе 78 - 7 десятков и 8 единиц; оно на 1 меньше числа 37 и на 1 больше числа 79. Число 78 на 1 десяток больше числа 68и на 1 десяток меньше числа 88. За каждую раскрытую тайну числа, ребенок получает фишку. Познакомившись с числовым столбом, дети осваивают способы сложения и вычитания в пределах ста и даже с выходом за сотню.
Если мы складываем, то получится большее число. Оно на столбе будет находиться ниже данного.
К числу мы прибавляем двузначное число, в котором есть десятки и единицы. Поэтому сначала двигаемся вниз на нужное количество десятков. Затем движемся вправо на нужное количество единиц. Получаем результат.
Если мы вычитаем, то получится меньшее число. Оно на столбе будет находиться выше данного.
От числа мы отнимаем двузначное число, в котором есть десятки и единицы. Поэтому сначала двигаемся вверх на нужное количество десятков. Затем движемся влево на нужное количество единиц. Получаем результат.
Уточняйте, если мы прибавляем, то движемся в ту сторону, где числа больше. Если вычитаем, то движемся в ту сторону, где числа меньше.
Для работы потребуются схемы, позволяющие запомнить последовательность действий при сложении и вычитании.
Числовой столб задает последовательность действий устного счёта в уме, но с опорой на клетки с числами и объектами; передвижение руки с указкой и взгляда, отслеживающего путь и фиксирующего расстояние от исходного до найденного числа.
Сначала работаем с помощью указки, затем глазами, а через некоторое время уже "в уме".
Н.А. Зайцев пишет: «Ждите, должен прийти и обязательно придет момент, когда ребенок махнет на таблицу рукой, отвернется от нее и, сказав: «так проще», начнет считать в уме».
Не забывайте о том, что каждый ребенок уникален. Поэтому темп и сроки освоения того ли иного умения у каждого сугубо индивидуальны.
|