Конспект занятия по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе "Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну"вт., 31.03.2009План и конспект занятия по математике в средней группе Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну Программное содержание I. 1. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине). 2. Упражнять в отсчете предметов из большего множества в пределах шести. 3. Упражнять в количественном счете в пределах шести. 4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах. II. 1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства. 2. Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения. III. 1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности. 2. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать. 3. Развивать комбинаторику, пространственное мышление. 4. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.
Методические приемы Внесение посылки от Микки-Мауса Чтение письма с приглашением в волшебную страну. Полет на ковре-самолете. Задачи № 1,4 На дверях в зал изображение замка с 4 геометрическими фигурами, одна из которых отличается цветом и величиной. Детям предлагается найти лишнюю фигуру на кодовом замке, открыть его. Дети попадают в город Геометрических фигур. Задача №1 На полу схематическое изображение города геометрических фигур: с помощью цветных ленточек выложено логическое древо. Блоки Дьенеша разделены по размеру, цвету и форме. Под каждым блоком помещена картинка-зверушка. Детям рассказывается о принципе классификации фигур, условном обозначении их свойств, затем предлагается найти домик- блок по названным свойствам или самим назвать свойства указанного блока. Дети отправляются в Город Мастеров. Их встречает Палочкин-Считалочкин. Задача№2,3 Детям предлагается отсчитать 6 счетных палочек и выложить из них конверт, бантик или телевизор. Затем Палочкин-Считалочкин предлагает пересчитать большие гимнастические палки и сделать из них лодку. Физминутка: Дети плывут на лодке по реке, делают наклоны. Дети приплывают в таинственный лес, встречают Сороку с блестящим мешочком в клюве. Задача 3,4 В мешочке письмо от мишки и лисички с просьбой собрать их из фигур, которые рассыпал по всему лесу злой колдун ,готовые изображения зверей. 2 магнитные доски. Дети собирают фигуры, классифицируют их по цвету, размещают в ряд на магнитной доске, пересчитывают количество фигур на «фотографии» и на доске, составляют изображения медведя и лисы. Итог занятия. Анализ работы детей от имени Микки-Мауса. Полет на ковре-самолете в д/сад.
Конспект занятия
Воспитатель вносит в группу посылку. Дети играют на ковре. -Нам Микки – Маус прислал посылку! А в ней еще есть письмо. Давайте прочитаем его: «Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу Вам много интересного» -Примем приглашение Микки-Мауса? -Да Читаем письмо дальше: «Посылаю Вам ковер-самолет! Чтобы он взлетел, надо взяться за него ручками и произнести заклинание». Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание : О ковер-самолет! Отправляйся в полет! Музыка-полетели. Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим. Подходят к музыкальному залу. -Вот попали мы в волшебную страну. Давайте ковер рядом аккуратно положим. Ой! На двери замок. Волшебный.
Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но нам Микки-Маус ничего не написал. Давайте подумаем, как его открыть? *предложения детей. - Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом? *Фигуры? -Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую? -Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие? *Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая. -Какая это фигура? *Маленький красный круг! Или все фигура желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем? * Величиной. Она маленькая, а другие фигуры большие. -Нажимай, Катя, скорее! Вот дверь и открылась! Заходите в волшебную страну! А вот и Микки-Маус вас встречает! М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное волшебниками будете. М:Я хочу вас пригласить в город геометрических фигур.
Как вы думаете, почему этот город так называется? Что вы здесь видите: *фигуры. Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур? Маленьких или больших?(показывает условный знак :маленький, потом большой) Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят: -эта какая улица? Цветом? *Синяя, желтая и красные. Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Покажите указатель на желтой улице. На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру? *большие! На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета? *красные. А на желтой? Синей?(показываю указкой) -А кто же живет в этих домиках? Хотите узнать? Вот послушайте, я вам скажу. Саша, найди мне домик круглый, стоит он на желтой улице в районе больших домов. Где такой домик? Подними эту фигурку. Кто там живет? *Котик! -Закрой домик, пусть он там отдыхает. А теперь, найдет домик Анечка. Синий квадрат, на синей улице в районе маленьких домов. Кто там живет? *Мишка. -Наташа, в районе маленьких домов на красной улице найди прямоугольный домик. Кто здесь живет? *Собачка Открой любой домик. Кто там живет? Объясни, где домик находится. На какой улице? В районе каких домов? Какой формы домик? Треугольный. М:А хотите узнать где я живу? -Микки-Маус живет в районе больших домиков на красной улице, в квадратном домике. *Никого нет. -Правильно, потому что Микки-Маус сейчас с нами. Понравилось вам городе геометрических фигур? Пойдемте дальше - в город Мастеров. К Палочкину-Считалочкину. (Размещаю детей вокруг столов, на которых в подносах лежат счетные палочки). П-С: -Надо взять ножовку и фанеру, гвозди взять и молоток. Не беда, что мы не инженеры, час прошел и дом уже готов! П-С: Здравствуйте ребята, я рад видеть вас в нашем городе. На столе лежат палочки. Отсчитайте по 6 палочек и положите их перед собой. А я посмотрю, как вы считаете. 6 палочек лежит у всех на столе. Лишние палочки положите обратно в поднос. У меня вчера был день рождения. Мне подарили подарки: письмо, бантик и телевизор.
Сделайте из своих палочек мои подарки: письмо, бантик и телевизор. -Что у тебя, получилось? *телевизор. -Получился бантик? (Дети конструируют по представлению. Образец может быть показан, лишь в случае затруднения отдельных детей.) П-С:А у меня для вас есть тоже подарок. Берет 6 больших гимнастических палок. П-С: Сколько у меня палочек? Какие они по размеру? Вот из этих больших палочек я сделаю лодку. И вы поплывете по реке. Вот какая большая получилась лодка. -Давайте встанем в лодочку. Попрощаемся с Палочкиным-Считалочкиным! Звучит фонограмма течения реки. -Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку. Наклонились вправо, влево! -Вот, мы приплыли в таинственный лес. Выйдем из лодочки и погуляем по лесной опушке. -Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?(у сороки в клюве блестящий мешочек) Достаю письмо: -Я мишка косолапый, веселый и лохматый В лесу спокойно жил С лисичкою дружил. А злой колдун однажды всех нас погубил. Вы, ребята, помогите, из фигур нас соберите! Вот фотография мишки и лисички. (достаю из мешочка)
Походите – ка по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку! Дети размещают фигуры на магнитную доску. В 2 ряда. -Садитесь вокруг на поляночку, смотрите на фотографию. -Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки. *6 -Какого цвета фигурки? * коричневые - А как называются эти фигуры? *квадраты и прямоугольники. - А сколько фигур мы нашли? *6. Все 6 фигур нашли. - Давайте по фотографии сделаем мишку. -А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички? *5 Показывает фигурки пониже. Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?** Ищем оранжевый треугольник. -Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек, молодцы! -Ребята, а нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране. Давайте попрощаемся с Микки-Маусом! *До свидания! М-М: До свидания! С вами было интересно. Вы знаете фигуры, умеете считать, даже как настоящие волшебники расколдовали зверюшек. Молодцы! Прилетайте еще! Пишите мне письма и рисуйте картинки! -Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер. Скажем заклинание: О ковер-самолет! Отправляйся в полет! Музыка - полетели в группу. |