Конспект занятия с логоческими блоками Дьенеша: Символы 2

  сб., 21.02.2009

Тема: “Обозначение свойств предметов” (Символы II)

Программное содержание:

I.1. Закреплять умение пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

2. Закреплять представления о числовом ряде, предыдущим и последующим числе, геометрические представления.

3. Продолжать учить детей количественному и порядковому счёту в пределах 10, пользуясь при этом правильными приёмами счёта.

4. Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер).

 II.1. Учить контролировать работу друг друга, оценивать не только результат, но и способ выполнения задания.

2. Развивать самоконтроль с помощью оценки работ, поиска ошибок и их причин. Учить справедливо оценивать результаты своей работы.

3. Поощрять проявления инициативы и творчества в интеллектуальных играх, интерес к решению задач на преобразование и комбинаторику.

III.1. Учить называть все свойства присущие и неприсущие объектам, определять и отражать в речи основания, группировки, классификацию; логические связи и зависимости.

2. Продолжать учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения. Вопросом «Как ты думаешь?» стимулировать к изложению своих мыслей.

3. Учить свободно разговаривать со взрослыми и сверстниками по поводу игр, практических заданий и упражнений.

 

Демонстрационный материал: Таблицы, изображения животных, карточки с числами от 1 до 10. Раздаточный материал: Блоки Дьенеша геометрические фигуры, карточки с таблицами, символы, набор цифр от 1 до 10.

Методические приёмы:

1. Игра «Убери лишнее». На столе у каждого ребёнка карта. В середину воспитатель кладёт какую-нибудь геометрическую фигуру. Дети должны закрыть белыми квадратами те обозначения, которые не относятся к этой фигуре.

2. Физ.минутка «Назови три предмета».

3. Игра «Таблицы». Воспитатель помещает на фланелеграфе таблицу, задаёт вопрос сколько столбиков и строк, какие фигуры и свойства указаны в столбиках и строках. Воспитатель объясняет как надо заполнять таблицу, которую им раздадут.

4. Физ.минутка «Загадки».

5. Игра «Зоопарк». Воспитатель предлагает детям пойти в зоопарк. На фланелеграфе выставляет изображение 10 животных. Воспитатель предлагает следующие задания: сосчитать животных в прямом и обратном порядке, определить место слона, игра «Что изменилось».

 

Ход занятия:

- Ребята давайте поиграем с карточками, которые вы придумали, а игра называется «Убери лишнее». Перед вами карточки с символами. Миша, напомни ребятам что они обозначают. Молодец! Сейчас я положу в центр каждому из вас одну геометрическую фигуру (блок), а вы должны закрыть белыми карточками те свойства, которые не относятся к данной фигуре.

- Витя, почему ты думаешь, что эти свойства подходят к этому предмету? Правильно Витя выполнил задание? Дима, почему ты оставил эти символы? (упражнение повторяется два – три раза)

- А теперь, вставайте мы поиграем в игру «Назови три предмета», становитесь в шеренгу. Я назову слово и кину мяч кому-нибудь из вас, а вы должны назвать три предмета, которыми этим словом можно назвать например: цветы – ромашки, розы, василёк (мебель, обувь, домашняя животные, транспорт…)

- Садитесь на свои места, продолжим играть с символами. Я вас научу новой игре «Таблицы» (воспитатель выставляет таблицу):

- Сколько столбиков в таблице? (2)

- Сколько строк?  (3)

- Назови, Лера, фигуры по строкам. (В первой верхней строке – большой красный круг…)

- Какие свойства фигур показаны по столбикам? (в 1-м столбике – большие фигуры, во втором – жёлтые фигуры)

- Посмотрите, как надо правильно играть:

- Какого размера круг? (Большой)

- Ставим точку на пересечении строки и столбика. Около треугольника нужна точка? Почему? (Он маленький)

- А около квадрата? (Да, он большой)

- В следующем столбике точкой помечаются фигуры жёлтого цвета. На против каких фигур поставим точки? Почему? (     ,    ,  они жёлтого цвета). Вот какая таблица должна стать.

- А сейчас попробуйте самостоятельно заполнить таблицу (воспитатель раздаёт таблицы детям).

- Саша, напротив каких фигур ты поставил точки? Почему? Проверьте, у всех так, исправьте ошибки у кого они есть. (упражнение повторяется два –три раза).

- Молодцы, вы справились с этим сложным заданием, а сейчас давайте отдохнём. Вставайте, надо отгадать загадку, но вы сейчас ротики закройте на замок, а отгадку надо показать:

     Спит или купается –

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные  сапожки.

(петух)

        

Птичка - невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

(воробей)

- Молодцы, садитесь. Ребята, где можно встретить животных? (В лесу, в зоопарке). А вы когда-нибудь были в зоопарке? Сейчас мы отправимся и посмотрим какие животные там бывают. Садитесь так, чтобы вам было удобно, мы отправляемся в зоопарк (выставляется десять животных на доске: слон, тигр, жираф, носорог, лев, обезьяна, зебра, медведь, осёл, бегемот).

- Начнём осмотр слева. Идём вдоль клеток (дети называют животных).

- Сколько их всего?

- На котором по счёту месте стоит слон, жираф, лев?

- Кто сидит в клетке перед жирафом? После жирафа? До носорога? После него?

- Представьте, что вы служитель зоопарка. Маша, выйди и поставь номера под клетками.

- Какой номер клетки, в которой сиди медведь, обезьяна, бегемот?

- Пройдём ещё раз вдоль клеток и сосчитаем их.

- Теперь пройдём обратно (обратный счёт).

- Наступила ночь, звери ушли спать. Какая клетка стоит после клетки с номером один, три, шесть, девять? Покажите на числовом ряду.

- Какая клетка стоит перед клеткой с номером два, восемь, пять, семь? Какая стоит перед третьей, после четвёртой, после седьмой, перед десятой?

- Ночь… звери заснули и дети заснули (воспитатель убирает одного животного). Но вот наступил день. Что произошло? (Упражнение повторяется три - четыре раза)

- Ребята, вам понравилось в зоопарке? Что вы узнали нового? Что было самым интересным?

Похвала. Конец занятия.     

 
Справочно-методический ресурс
Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31
Телефон: 8 (3452) 20 57 24; 8 (919) 951-27-17
Эл. почта: stoschet@yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru