Конспект занятия с логоческими блоками Дьенеша: Символы 2сб., 21.02.2009Тема: “Обозначение свойств предметов” (Символы II) Программное содержание: I.1. Закреплять умение пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов. 2. Закреплять представления о числовом ряде, предыдущим и последующим числе, геометрические представления. 3. Продолжать учить детей количественному и порядковому счёту в пределах 10, пользуясь при этом правильными приёмами счёта. 4. Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер). II.1. Учить контролировать работу друг друга, оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. 2. Развивать самоконтроль с помощью оценки работ, поиска ошибок и их причин. Учить справедливо оценивать результаты своей работы. 3. Поощрять проявления инициативы и творчества в интеллектуальных играх, интерес к решению задач на преобразование и комбинаторику. III.1. Учить называть все свойства присущие и неприсущие объектам, определять и отражать в речи основания, группировки, классификацию; логические связи и зависимости. 2. Продолжать учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения. Вопросом «Как ты думаешь?» стимулировать к изложению своих мыслей. 3. Учить свободно разговаривать со взрослыми и сверстниками по поводу игр, практических заданий и упражнений.
Демонстрационный материал: Таблицы, изображения животных, карточки с числами от 1 до 10. Раздаточный материал: Блоки Дьенеша геометрические фигуры, карточки с таблицами, символы, набор цифр от 1 до 10. Методические приёмы: 1. Игра «Убери лишнее». На столе у каждого ребёнка карта. В середину воспитатель кладёт какую-нибудь геометрическую фигуру. Дети должны закрыть белыми квадратами те обозначения, которые не относятся к этой фигуре. 2. Физ.минутка «Назови три предмета». 3. Игра «Таблицы». Воспитатель помещает на фланелеграфе таблицу, задаёт вопрос сколько столбиков и строк, какие фигуры и свойства указаны в столбиках и строках. Воспитатель объясняет как надо заполнять таблицу, которую им раздадут. 4. Физ.минутка «Загадки». 5. Игра «Зоопарк». Воспитатель предлагает детям пойти в зоопарк. На фланелеграфе выставляет изображение 10 животных. Воспитатель предлагает следующие задания: сосчитать животных в прямом и обратном порядке, определить место слона, игра «Что изменилось».
Ход занятия: - Ребята давайте поиграем с карточками, которые вы придумали, а игра называется «Убери лишнее». Перед вами карточки с символами. Миша, напомни ребятам что они обозначают. Молодец! Сейчас я положу в центр каждому из вас одну геометрическую фигуру (блок), а вы должны закрыть белыми карточками те свойства, которые не относятся к данной фигуре. - Витя, почему ты думаешь, что эти свойства подходят к этому предмету? Правильно Витя выполнил задание? Дима, почему ты оставил эти символы? (упражнение повторяется два – три раза) - А теперь, вставайте мы поиграем в игру «Назови три предмета», становитесь в шеренгу. Я назову слово и кину мяч кому-нибудь из вас, а вы должны назвать три предмета, которыми этим словом можно назвать например: цветы – ромашки, розы, василёк (мебель, обувь, домашняя животные, транспорт…) - Садитесь на свои места, продолжим играть с символами. Я вас научу новой игре «Таблицы» (воспитатель выставляет таблицу): - Сколько столбиков в таблице? (2) - Сколько строк? (3) - Назови, Лера, фигуры по строкам. (В первой верхней строке – большой красный круг…) - Какие свойства фигур показаны по столбикам? (в 1-м столбике – большие фигуры, во втором – жёлтые фигуры) - Посмотрите, как надо правильно играть: - Какого размера круг? (Большой) - Ставим точку на пересечении строки и столбика. Около треугольника нужна точка? Почему? (Он маленький) - А около квадрата? (Да, он большой) - В следующем столбике точкой помечаются фигуры жёлтого цвета. На против каких фигур поставим точки? Почему? ( , , они жёлтого цвета). Вот какая таблица должна стать. - А сейчас попробуйте самостоятельно заполнить таблицу (воспитатель раздаёт таблицы детям). - Саша, напротив каких фигур ты поставил точки? Почему? Проверьте, у всех так, исправьте ошибки у кого они есть. (упражнение повторяется два –три раза). - Молодцы, вы справились с этим сложным заданием, а сейчас давайте отдохнём. Вставайте, надо отгадать загадку, но вы сейчас ротики закройте на замок, а отгадку надо показать: Спит или купается – Всё не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. (петух)
Птичка - невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (воробей) - Молодцы, садитесь. Ребята, где можно встретить животных? (В лесу, в зоопарке). А вы когда-нибудь были в зоопарке? Сейчас мы отправимся и посмотрим какие животные там бывают. Садитесь так, чтобы вам было удобно, мы отправляемся в зоопарк (выставляется десять животных на доске: слон, тигр, жираф, носорог, лев, обезьяна, зебра, медведь, осёл, бегемот). - Начнём осмотр слева. Идём вдоль клеток (дети называют животных). - Сколько их всего? - На котором по счёту месте стоит слон, жираф, лев? - Кто сидит в клетке перед жирафом? После жирафа? До носорога? После него? - Представьте, что вы служитель зоопарка. Маша, выйди и поставь номера под клетками. - Какой номер клетки, в которой сиди медведь, обезьяна, бегемот? - Пройдём ещё раз вдоль клеток и сосчитаем их. - Теперь пройдём обратно (обратный счёт). - Наступила ночь, звери ушли спать. Какая клетка стоит после клетки с номером один, три, шесть, девять? Покажите на числовом ряду. - Какая клетка стоит перед клеткой с номером два, восемь, пять, семь? Какая стоит перед третьей, после четвёртой, после седьмой, перед десятой? - Ночь… звери заснули и дети заснули (воспитатель убирает одного животного). Но вот наступил день. Что произошло? (Упражнение повторяется три - четыре раза) - Ребята, вам понравилось в зоопарке? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? Похвала. Конец занятия. |